Тренинг оффлайн VS вебинар онлайн
За последний год я посещаю только вебинары, как участник, спикер или тренер. Два моих последний тренинга тоже проходили онлайн в форме вебинаров. Параллельно я веду курс “Социально-психологический тренинг” в университете. И мне отчетливо заметна разница в том, как проходит обучение на тренинге и на вебинаре.
Для преподавания курса, обучения тренингу вживую или на вебинарах недостаточно знаний или многолетнего опыта практики. Требуется масса навыков работы с аудиторий и умений использовать разные формы подачи материала. И, кажется, что если я прекрасно с этим справляюсь на живых тренингах, то уж на вебинарах – и того легче!
Давайте посмотрим, так ли это. И чем же отличаются способы подачи информации, взаимодействия с аудиторией на тренинге и на вебинаре. И то, что уместно вживую, работает ли на вебинарах?
Вовлекаем участников!
На тренинге: Задаем вопросы.
На вебинаре: Задаем вопросы.
Пример: | Что делают участники: |
Вебинар на 100 участников. В начале вебинара тренер говорит: «А давайте познакомимся! Кто из какого города?» — и простыня ответов. |
Работают, ковыряются в мобильном, пока тренер зачитывает простыню. Ждут, когда уже перейдем к делу. |
Совет: То, что можно узнать из статистики вебинара (город, профессия и т.п.), нужно узнавать из статистики.
Первый вопрос должен быть таким, чтобы и ведущему, и участникам было интересно читать ответы. Например: сколько вы ведете клиентов?
Все рабочие моменты — до начала вебинара. Например, если вы проводите серию вебинаров, и вам важно понимать, пришли «старенькие» или «новенькие», то до начала вебинара напишите в чате: «Сегодня мы проводим шестой вебинар из серии. Сколько вебинаров серии вы посетили? Напишите цифру от 1 до 5». Потом персонально поздоровайтесь с мастодонтами, подбадривая новичков.
Отрабатывай навыки!
На тренинге: Ролевые игры, упражнения…
На вебинаре: Вопросы в чат, тесты.
Пример: | Что делают участники: |
Вебинар по продажам на 20 участников. Тренер спрашивает: «Как бы вы ответили на возражение “дорого”?». Тишина. «Алена! Оля! Лена! Вы здесь?» | «А что я, крайняя? Пусть другие напишут!» Или долго-долго пишу, отвлекаясь. И когда тренер уже потерял надежду и перешел к следующей теме — вуаля! |
Совет: Требуйте только односложные ответы: поставить плюсик сможет каждый. Все открытые вопросы переделайте в тесты с вариантами ответа: это также не потребует от участников подвига.
Формирование имиджа тренера/спикера!
На тренинге: Начать со вступления, знакомства и правил
На вебинаре: Слайд с логотипом компании, слайд с клиентами компании, слайд с озывами и т.д.
Пример: | Что делают участники: |
Тренер: «А сейчас я коротко расскажу о деятельности компании…». | «У нас всего час! Да когда ты уже начнешь?!» |
Совет: Люди инвестируют в вас свое рабочее время: они приходят за конкретными советами. Достаточно быстрого представления, а регалии отразить на контакт-слайде.
Качество важнее количества!
На тренинге: Слушаем каждого. Говорим с каждым.
На вебинаре: Театр одного актера — конечно, с паузами.
Пример: | Что делают участники: |
Спикер на вебинаре говорит драматично и с выражением: паузы, риторические вопросы. | Посмотрю вебинар в записи: там можно перематывать. А если тренер еще и презентацию вышлет — прекрасно: смотреть не буду. |
Совет: Будьте динамичны! 1 час — 30 слайдов. Каждый слайд — двухминутный комментарий: «А вот здесь посмотрите…, переключаю». Говорите громко, не затягивайте. Но и контент не зажимайте: участники пришли за знаниями. Вот и дайте им эти знания — и еще чуть-чуть: фана, легкости, доброжелательной атмосферы.
Какие можно сделать выводы?
Вебинар ≠ очный тренинг.
Вебинар = выступление вроде TED: зажигающее, заставляющее задуматься и срочно начать что-то делать.
Вебинары бывают разные — для разной целевой аудитории и с разными задачами. Цель вебинаров — дать аргументы и технологии, которые участники смогут применять в работе.
Человек пришел на вебинар за решениями. Открытый вопрос без заранее придуманного правильного ответа на вебинаре воспринимается как: «мне было лень сочинять, придумаем вместе». Иногда это уместно на тренинге. На вебинаре — никогда.
Если участник задал вопрос, можно радоваться не только мысленно, но и вслух: благодарить за вопрос и обязательно отвечать. Обычно после этого вопросов становится больше. Разумеется, у спикера должен быть ответ на любой вопрос. В идеале — на следующем слайдеJ
Еще один хороший совет: отпустить ситуацию и до конца вебинара не переживать: кто вас слушает, в каком количестве, кто пришел, кто ушел и т.п. Не важно, ставят тебе плюсик, жуют под твое выступление сардельку или жадно ловят каждое слово. Главное — выложиться по максимуму и выступить хотя бы лучше, чем вчера.
А вы помните свой первый вебинар? Поделитесь впечатлениями, как это было?
По материалам: Обзор Елены Мишиной
Психолог или психотерапевт, выходящий в онлайн-практику, рано или поздно столкнется с задачей проведения вебинаров. Ведь вебинары — это отличный способ представить себя и свои компетенции целевой удиторию, важный инструмент расширения своей онлайн-практики (промо-вебинары о тренингах, программах, любых других услугах), самостоятельный коммерческий продукт. Конечно, основная задача вебинаров — обучение. И когда в вашей практике появляются онлайн-тренинги, марафоны, конференции, без вебинаров просто не обойтись.
Конференция «Психологическая практика онлайн: возможности и перспективы» (2−4 марта 2018 г.) проходит тоже в режиме вебинаров. Каждое выступление спикера – это не только раскрытие узкой темы, но и отличный пример того, как можно вести вебинар.
2 марта Ольга Писарева, профессиональный психолог, организатор вебинаров и конференций, раскроет все необходимые этапы подготовки успешного вебинара— от выбора темы до писем благодарности за участие, поделится с вами календарем, в котором расписаны действия и задачи на каждом этапе.
Присоединяйтесь к участникам конференции прямо сейчас! — Зарегистрироваться
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!