Онлайн терапия понимается по-разному. В зависимости от того, какое определение вы выбираете, история онлайн терапии может иметь совершенно иное начало.
Большинство исследователей истории онлайн-терапии придерживается более широкого определения. Некоторые полагают, что она берет свое начало с Международной компьютерной конференции 1972 года, когда сотрудники Стэндфордского университета и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) использовали соединенные компьютеры, чтобы продемонстрировать психотерапевтическую сессию. Это не было реальной сессией клиента и лицензированного терапевта, кроме того, соединение было ограничено небольшой сетью компьютеров. Однако сама возможность онлайн-терапии была продемонстрирована.
Если вы будете рассматривать терапию посредством телефонной связи в рамках онлайн терапии, то история начнётся еще раньше. Записи первого телефонного разговора между психотерапевтом и клиентом недоступны в силу необходимости соблюдения конфиденциальности. Тем не менее, известно, что люди использовали телефон для оказания психологической поддержки еще в 1960-х годах.
Те, кто определяет онлайн-терапию как предложение различного рода профессиональных рекомендации по поддержанию психического здоровья, осуществляемое посредством сети интернет, утверждают, что ее история началась в 1986 году с создания ресурса «Дорогой дядюшка Эзра» (Dear Uncle Ezra), форума вопросов и ответов Корнельского университета, на котором люди обсуждали проблемы психического здоровья. Не известно точно, кто именно отвечал на вопросы, являлся ли этот человек лицензированным терапевтом. Согласно статье из хроник Корнельского университета от 2007 года, «дядюшка Эзра» был «анонимным специалистом Корнельского университета, имеющим опыт работы с проблемами психического здоровья».
У «Дорогого Дядюшки Эзра» появилось несколько выдающихся последователей, создавших колонки советов и форумы по вопросам психического здоровья. В 1995 году терапевт Джон Грохол (John Grohol) основал общественный чат, который в конечном итоге расширился и перерос в «Психологический центр» (Psych Central), популярную социальную сеть, объединяющую специалистов по психическому здоровью.
Психолог Леонард Холмс (Leonard Holmes) предложил первую консультативную службу по вопросам психического здоровья, клиенты которой имели возможность пожертвовать ему деньги за помощь. Позже появились и другие службы, предоставляющие платные услуги в области психического здоровья, однако ни одна из них не функционирует на сегодняшний день.
В 1995 году доктор Дэвид Соммерс (Dr. David Sommers) стал основателем формата онлайн-терапии, который предусматривал постоянный диалог и терапевтические отношения. В своей практике он отошел от формата колонок публичных советов и форумов по вопросам психического здоровья, которые ранее занимали основное место в этой области. Также он использовал переписку по электронной почте и чаты в режиме реального времени, что позволило ему оказывать психотерапевтические услуги сотням клиентов во многих странах. В отличие от бесплатных общественных форматов, клиенты оплачивали индивидуальные терапевтические сессии, что уже более напоминало услуги традиционной психотерапии.
В том же году психотерапевт Эд Нидхэм (Ed Needham) запустил свой проект «Киберпсихологическое консультирование» (Cyberpsych Counseling) и назначил цену в 15 долларов за каждую предоставляемую им 60-минутную сессию. По мнению Дрора Грина (Dror Green), одного из исследователей теории и практики онлайн-терапии, Нидхэм был первым психотерапевтом, который использовал только чаты для работы с клиентами.
В 2000-е годы онлайн-терапия постепенно становиться все более популярной и широко распространяется по всему миру. Деловые отношения и терапевтическая практика стремительно расширяются, что позволяет оказывать помощь тысячам клиентов одновременно.
В 2012 году Орен и Рони Франк (Oren and Roni Frank) запустили Talkspace, платформу онлайн-терапии, которая быстро развивалась и предлагала услуги терапии в формате неограниченного обмена сообщениями. Это была не первая компания, которая предоставляла чаты для совместной работы терапевтов и клиентов, однако именно Talkspace предлагала услуги онлайн-терапию в широких масштабах. Уже на ранних этапах развития проекта платформа предоставляла своим клиентам бóльшие возможности, чем просто обмен сообщения с терапевтом по электронной почте. Используя приложение на своих смартфонах, клиенты могли отправлять текстовые, видео- и голосовые сообщения с любого места, в любое время и без всяких ограничений. Talkspace в значительной степени определил позиции онлайн-терапии в 2010-г годах, и многие подобные компании последовали его примеру.
Оригинал на английском языке: Джозеф Раух (Joseph Rauch), Talkspace
Перевод: Екатерина Пажитных
Редактирование: Наталья Волк, SpeakRussian
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!